Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития воображения посредством занятий ниткографии у старших дошкольников
1.1. Анализ понятия воображение и его развитие у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
1.2. Особенности занятий ниткографией в ДОУ как нетрадиционной техникой рисования
Глава 2. Методические основы развития воображения посредством занятий ниткографии у старших дошкольников
2.1. Организационно-педагогические условия развития воображения старших дошкольников посредством занятий ниткографией
2.2. Методические рекомендации по развитию воображения старших дошкольников посредством занятий ниткографией
Заключение
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В системе современного дошкольного образования происходят многочисленные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в ДОУ. Для развития творческих и художественных способностей дошкольников педагоги используют самые разнообразные виды продуктивной творческой деятельности детей. Совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы дошкольных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. От качества и системы работы ДОУ с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей.
Ниткография – это вид изобразительного искусства, один из нетрадиционных техник рисования, который позволяет детям создавать яркие и выразительные образы. Это важно и необходимо для художественно-эстетического развития дошкольников. Этот процесс пробуждает интерес у детей к изобразительной деятельности. В процессе работы с ниткографией ребёнок учится подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка, а также развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам. При этом совершенствуется мелкая моторика дошкольников и усиливается мотивация их творческой деятельности.
Большое значение творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
Задача любой образовательной организации – сформировать творческую и способную личность субъекта. Наиболее эффективным средством для решения этой проблемы является художественная или изобразительная деятельность детей. Можно с уверенностью сказать, что ниткография является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия ребёнка, поскольку связано это с самостоятельной, практической и творческой деятельностью.
Занятия изобразительной деятельностью, в том числе, с использованием нетрадиционных техник, таких как ниткография способствуют развитию творческих способностей дошкольников, их воображения, наблюдательности, художественного мышления и воображения.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития воображения у воспитанников старшей группы ДОУ посредством занятий ниткографии.
Объект исследования: процесс развития воображения у воспитанников старшей группы ДОУ посредством занятий ниткографии.
Предмет исследования: методика обучения ниткографии у воспитанников старшей группы ДОУ.
Задачи:
1. Провести анализ понятия воображение и его развитие у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Изучить особенности занятий ниткографией в ДОУ как нетрадиционной техникой рисования.
3. Описать организационно-педагогические условия развития воображения старших дошкольников посредством занятий ниткографией.
4. Предложить методические рекомендации по развитию воображения старших дошкольников посредством занятий ниткографией.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: беседа, включённое наблюдение, методы опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографического списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития воображения посредством занятий ниткографии у старших дошкольников
1.1. Анализ понятия воображение и его развитие у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Под творческим воображением понимают такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Эти образы и идеи могут представлять определенную ценность и могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности. Такой тип воображения также называют воссоздающим и связывают его с творческим мышлением и творческими способностями субъекта.
Под воображением понимают способность субъекта создавать новые образы, и преобразовывать их. Психологи говорят о воображении как о высшей психической функции. Они сравнивают его с такими функциями как внимание, память, восприятие, мышление и др. Воображение – это такая способность субъекта, которая необходима для развития у субъекта логического мышления и понимания разных абстракций .
Благодаря творческому воображению человек способен проектировать, находить нестандартные решения, фантазировать и др. Психологи говорят о том, что среди детей нет неспособных. Каждый ребёнок по-своему способен и способности каждого человека позволяют ему выполнять, какую – либо продуктивную деятельность. Способность можно рассматривать на основе трёх признаков.
1. Способности являются индивидуально – психологическими. Это зависит от личностных свойств и качеств человека, специфике его памяти, мышления, восприятия и др.
2. Успешность выполнения, какой – либо продуктивной, или творческой деятельности. Каждому педагогу хотелось бы, чтобы дети выполняли какие – либо действия на творческом уровне. Но прежде чем работать творчески, ребёнок должен научиться выполнять репродуктивные и продуктивные действия.
3. Индивидуальность субъекта. От этого зависит быстрота приобретения соответствующих компетенций субъекта.
Способности людей различны. Человек рождается с задатками, которые составляют основу развития способностей. Задатки – это функциональные особенности организма, особенности нервной системы и строения мозга. Своеобразие развития человека обусловливают именно задатки и границы развития тех, или иных способностей ребёнка никогда нельзя предугадать .
Ребенок, пребывающий в ДОУ, включается в образовательный процесс и погружается в атмосферу детского сада. ДОУ имеет огромное влияние на личностный рост воспитанников. Деятельность каждого ДОУ сегодня регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО регламентирует содержание основных образовательных программ. В основной образовательной программе ДОУ выделено несколько направлений, среди которых важное место отводится социальной коммуникации. Эти направления включают в себя следующие задачи:
-развитие положительного отношения ребёнка к себе;
-становление самостоятельности ребёнка и стремление к познанию;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-развитию эмоционального интеллекта ребёнка;
-формирование уважительного отношения к окружающему миру;
-коммуникативная и социальная компетентность детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
2. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально- философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 04.02.2024).
3. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 04.02.2024).
4. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 04.02.2024).
5. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2014. – 75 с.
6. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
8. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т. . Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
9. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2017. – 144 с.
10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2010. – 68 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: Учебник / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
12. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18.
13. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с.
14. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112 с.
15. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Владос, 2010. – 367 с.
17. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика, 2002. - 183 с.
18. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
19. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика / И.А. Лыкова. - М., 2009. – 175 с.
20. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст]: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Феникс, 2009. – 272 с.
21. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст]: Книга для учителя / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
22. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou ((дата обращения: 04.02.2024).
23. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 04.02.2024).
24. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] / Руководство практического психолога / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2016. – 144 с.
25. Филиппова Э.Б. Ниткография для начинающих [Электронный ресурс]/ https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/02/09/nitkografiya-dlya-nachinayushchih (дата обращения: 04.02.2024).